Искусство каллиграфии: может ли европеец проникнуть в тайны китайских иероглифов?

«Каллиграфия» буквально переводится с китайского языка как «прекрасный почерк». Если в европейской культуре каллиграфия сегодня воспринимается скорее как чистописание, аккуратность, то на Востоке каллиграфия стала отдельной формой искусства. По мнению PlayOne, каллиграфические традиции – это в целом удивительный феномен, но китайская каллиграфия не знает себе равных.

Каллиграфия и китайская миниатюра – неповторимое искусство пятна и линии

С самого раннего периода китайской истории каллиграфия в Поднебесной считалась не просто формой декоративного искусства. Скорее, она рассматривалась как высшая форма визуального искусства, была более ценной, чем даже живопись и скульптура, и оценивалась наряду с поэзией как средство самовыражения и самосовершенствования. Без владения мастерством каллиграфии было невозможно стать чиновником или военачальником. К примеру, Ван Сичжи (321–379) – каллиграф, мыслитель, живший во время династии Восточной Цинь (317–420) – писал следующее: «Лист бумаги – это поле битвы; кисть – копья и мечи; чернила – разум, главнокомандующий; способности и сноровка – его помощники; композиция – стратегия. Берясь за кисть, мы решаем исход сражения: штрихи и линии – это приказы командира; изгибы и отражения – смертельные удары». Как видим, великий мастер-каллиграф сравнивал искусство каллиграфии с подлинной войной, сражением, битвой. Ван Сичжи служил не только при императорском дворе, но и был китайским полководцем. Мастер достиг таких высот в искусстве написания иероглифов, что его прозвали «Бог каллиграфии». До нашего времени сохранилось очень мало оригинальных произведений Ван Сичжи. Пожалуй, самым знаменитым является его предисловие к сборнику «Стихотворения, сочиненные в Павильоне орхидей» (353 г.).

Китайские иероглифы
Источник: en.wikipedia.org

То, как что-либо написано, на самом деле было так же важно, как и то, что было написано. Чтобы понять, почему каллиграфия стала занимать столь видное место, необходимо рассмотреть множество факторов, повлиявших на становление этого вида искусства: материалы, используемые в каллиграфии, характер китайской письменности, а также отношение к письму и знанию в традиционном Китае.

Записка на стене об истории каллиграфии в Китае

Самыми ранними сохранившимися примерами китайской письменности являются надписи на так называемых костях оракула (кости животных и панцири черепах) и на бронзовых сосудах, самые старые из которых относятся ко времени правления династии Шан (ок. 1600 – ок. 1100 г. до н. э.). Китайские правители использовали эти объекты в ритуалах гадания, поэтому мы можем говорить о том, что письмо, ритуал и власть всегда шли рука об руку.

Иероглифы
Источник: en.wikipedia.org

Для этой ранней каллиграфии использовались заостренные деревянные палочки, камни, нефритовые ножи, а также бронзовые стилосы. Подобные инструменты для каллиграфии отходят на второй план, когда меняются поверхности для письма: первоначально иероглифы писали на слишком твердых поверхностях, но со временем появились шелк, дерево и бумага. Это привело к появлению кисти – классического инструмента каллиграфа. В результате этого процесса у символов (или «графов», как их еще называют) стали появляться признаки линейности – то есть иероглифы отныне создаются не из грубых и обрывистых черточек, а из плавных линий. Эти качества отчетливо проявились в период династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда китайские ремесленники усовершенствовали производство основных материалов, которые до сих пор используются каллиграфами. А именно: кисти, чернила, бумага и чернильный камень (тушница). Итак, чтобы не мучить Вас слишком длинными историческими подробностями, перейдем к списку того, что Вам понадобится приобрести, чтобы стать настоящим каллиграфом.

«Четыре сокровища китайского кабинета»

Материалы и необходимые для каллиграфии и создания миниатюр – еще одного вида китайского искусства – предметы называются «Четыре сокровища китайского кабинета». Это – основа, то, без чего искусство каллиграфии невозможно. С древних времен в Китае существует особый ритуал подготовки к «сеансу» каллиграфии. Подготовка – это время, когда художник размышляет о предстоящем процессе создания иероглифа или рисунка.

Китайский рисунок кистью и иероглифы
Собственный контент ©️ e-w-e.one

Кисти для каллиграфии

Типичная кисть состоит из пучка волос животных (черные кроличьи волоски, белые козьи щетинки и желтый ворс ласки были популярны во все времена). Ворсинки помещались внутрь трубки из бамбука или дерева (хотя иногда использовались нефрит, фарфор и другие материалы). Волос  кисти, как правило, неодинаковой длины: внутренняя часть кисти ​​включает более короткие волоски, которые, в свою очередь, покрыты внешним – более длинным – слоем ворсинок. Кисти бывают разных форм и размеров. Эти качества инструмента определяют тип линии, которую выводит художник. Однако у всех таких кистей есть общая черта – гибкость. Именно эта особенность в большей степени, чем любая другая, позволяет линии быть такой плавной и выразительной. Итак, какие же бывают виды кистей?

Китайские кисти
Источник: happypandashop.com
  • Кисти с жесткой щетиной (они носят название «кисти из волчьей шерсти»): обычно такие инструменты нужны, чтобы тщательно проработать детали картины или же провести тонкие линии в иероглифе.
  • Кисти из мягкого ворса, которые художники используют для более свободного изображения иероглифа или картин.
  • Кисти смешанного типа (под названием «белое облако», «зеленая вершина»): сочетают характеристики кистей с мягкими и жесткими ворсинками.

Также кисти различаются по форме. Например, есть:

  • Ци – ровная кисть, где все волоски одинаковы по длине и упруги.
  • Цзянь – кисть с заостренным кончиком.

Тушь, чернила и пигменты

Чернила, используемые в каллиграфии, обычно изготавливаются из сажи (масляной, сосновой…), а также угля. Сажа смешивается с клеем, а затем прессуется в формы. Полученные палочки туши шлифуются с помощью камня. Иногда такая тушь тоже выглядит как настоящее произведение искусства: она украшается золотом, окрашивается с помощью чая, а в наиболее экзотическую тушь добавляется змеиный яд. В процессе рисования или создания иероглифа тушь смешивается с водой – для получения чернил.

Китайская тушь
Источник: es.aliexpress.com

История туши очень длинная, ведь она насчитывает уже больше 6 тысяч лет! Обычно тушь выбирается в зависимости от цели: если нужно прорисовать детали, то стоит выбрать сосновую тушь, если же нужен насыщенный черный цвет – масляную и т. д. Сосновая тушь отличается большей твердостью и водонепроницаемостью, тогда как масляная тушь легко растворяется водой. Но это далеко не единственная особенность масляной туши. Пишите в комментариях и Ваши идеи о том, как можно применять сосновую и масляную тушь. Еще один вопрос: как Вы считаете, применяется ли в китайской каллиграфии и рисунке кистью цветная тушь?

Поверхности для каллиграфии и рисунка кистью

Бумага в Китае не зря носит название «надежный друг художника». Приблизительно 2 тысячи лет назад бумага сменила бамбук и стала незаменимым инструментом каллиграфа, частью «китайского кабинета». Изобретение бумаги считается одним из основных технологических вкладов Китая в мировую культуру. Традиция приписывает открытие этого процесса Цай Луну (50 –121), китайскому чиновнику династии Хань, в 105 г. до н. э. Хотя недавние находки доказывают, что бумага была известна, по крайней мере, за столетие до Цай Луна.

Рисунок кистью - лотосы
Собственный контент ©️ e-w-e.one

Бумага также имеет различные виды. Самый известный тип бумаги называется сюань. Иногда можно услышать, что сюань – это рисовая бумага. Но это не так. Второй популярный тип бумаги – мао бянь, или же «травяная бумага». Также мы можем классифицировать этих «надежных друзей художника» в зависимости от того, какую обработку они проходят. Например, выделяют:

  • Шэн сюань, или же необработанную бумагу.
  • Бань шу – полупроклееную бумагу, которая уже не так хорошо впитывает краску, как шэн сюань.
  • Шу сюань – это уже полностью проклеенная бумага.

Мастера, кроме бумаги, часто выбирают для каллиграфии шелк – самый дорогостоящий материал. На шелке любили рисовать и писать иероглифы многие правители Китая, например, последний император – Пу И.

Тушница или же чернильный камень

Буквально слово «тушница» переводится с китайского языка как «камень для туши». Понять суть этого предмета легко: стоит ответить на вопрос, где Вы будете растирать тушь (смешивать ее с водой)? Ответ такой: для этого Вам нужна какая-то емкость. Это и есть тушница (чернильный камень). Тушница выглядит как плоский сосуд с углублением посередине. Считается, что растирание туши с помощью такого чернильного камня – это настоящий медитативный процесс. Тушь стоит растирать приблизительно 20 минут. Это время – период, который художник, мастер-каллиграф должен использовать, чтобы уравновесить свое внутреннее, душевное состояние. Великие каллиграфы имеют множество таких тушниц. Однако и «камни для туши» делятся на разные группы. Главный критерий – возраст инструмента, а также то, кто был предыдущим владельцем тушницы. Для начала мы бы хотели упомянуть:

  • Мин-янь – самые древние тушницы, которые некогда принадлежали великим, легендарным мастерам-каллиграфам.
  • Гу-янь – тушницы, возраст которых не меньше 2 тысяч лет.
  • Цзя-янь – чернильные камни, возраст которых не слишком важен; тут играет роль скорее наличие оригинального художественного оформления тушницы.
Тушница и кисти
Источник: sf.co.ua

Как и в случае с кистью, бумагой или шелком, а также тушью, чернильные камни предполагают определенные правила, которыми следует руководствоваться при выборе тушницы. Прежде всего, поверхность инструмента должна быть гладкой. Наиболее подходящая форма «камня для туши» – прямоугольник, квадрат или круг.

Каллиграфический набор
Источник: amazon.com

Также каллиграфу понадобится капельница – емкость для воды, которую Вы будете использовать, чтобы растирать тушь; баночка для мытья кистей; небольшая досточка для измельчения палочки туши; палитра и, наконец, подставка для кистей.

Образ каллиграфии в кинематографе

На дессерт – расскажем о самом необычном случае воплощения иероглифов на экране. Каллиграфия всегда служила вдохновением для писателей, художников, музыкантов и, конечно, режиссеров. Наиболее знаменитый режиссер, сумевший отобразить сущность каллиграфии, – это Питер Гринуэй (род. 1942). Гринуэй прославился как режиссер, художник, писатель, а также куратор художественных выставок. Кроме того, Гринуэй создает и либрето для балета. Отличительная черта его фильмов – философский характер, созерцатльность, отстраненность, гротеск, интеллектуальность. Среди наиболее известных работ Гринуэя: «Падения», «Контракт рисовальщика», «Утопая в числах», «Книги Просперо» и т. д.

Но в данный момент речь идет о его фильме «Записки у изголовья» (другое название – «Интимный дневник»). Британский кинохудожник рискнул представить на экране идеи японской писательницы и придворной дамы эпохи Средних веков Сэй Сёнагон. Каллиграфия и иероглиф здесь демонстрируют нежность и садизм, являясь выражением идеального языка, идеального способа присвоить себе мир и человека.

Каллиграфическая надпись на коже
Собственный контент ©️ e-w-e.one

Каллиграфия может служить средством откровения и самовыражения – это лучшее объяснение авторитетного места каллиграфии в китайской культуре. Конечно, эта тема слишком широка, чтобы раскрыть все ее аспекты на нескольких страницах. Однако пока Вы решаетесь попробовать себя в роли каллиграфа, Вы можете вдохновиться на создание картин и иероглифов самыми красивыми местами нашей планеты, или же попробовать осознать жуть и притягательность Китая, узнав об истории императора Цинь Шихуанди.

Искусство каллиграфии: может ли европеец проникнуть в тайны китайских иероглифов? обновлено: 21 октября, 2019 автором: Иван Смирнов
Реклама
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от E-W-E.ONE