Грязь к грязи пристаёт: санитарная история Европы (часть 1)

В интернете давно идет «культурная» война между народами Моря и Суши за право завладеть тем или иным оружием из арсенала т. н. «мягкой силы». Сушей геополитики называют Евразию (или Хартленд), значительную часть которой покрывает территория, обобщенно называемая Русью. Морем же с конца XIX века принято называть Западную цивилизацию или политический Запад. Правда, не весь, а государства Северной Европы и США («Латинская» Европа сохраняет относительный нейтралитет хотя и с некоторым креном в свою, западную, сторону).

Причем по уровню накала нынешнее информационное противостояние затмило даже «холодную войну». Медийное Море, чтобы нас опорочить и утопить в себе, выдумывает невероятные про «москалей» байки, одну за другой штампуя через подконтрольные «мировые СМИ» самые грязные и кровавые фальшивки. Или полуправду, что еще хуже. Ученые Запада ведут себя всё же более сдержанно, однако при полном информационном доминировании Запада их позицию вполне можно назвать «молчаливым согласием», что, конечно, не красит историков Запада (хотя и там есть приятные исключения).

десятки телеэкранов
источник: journal-neo

Итак, открываем любой, составленный западными медийными «историками» список самых кровавых тиранов всех времен и народов, и тут же находим имена 4-5 наших правителей. «Моряков» в таких списках, как правило, нет, зато в любом из них обязательно будет красоваться Иван Грозный (1530-1584), за почти 40 лет правления которого было казнено от 2 до 4 тыс. человек. Ужас, ужас…

Однако даже поверхностный анализ показывает, что по уровню кровожадности, иначе говоря, по числу отправленных на тот свет граждан своего и других государств Ивана Грозного едва ли можно втиснуть даже в первую сотню самых жестоких политических вурдалаков. Разве что если густо обмазать царя пиар-вазелином, которым забиты СМИ-склады западных изданий. В таких хит-парадах можно встретить кого-угодно – от мифологизированного до карикатуры «графа Дракулы» (князь Влад Цепеш) до какого-нибудь пучеглазого османского султана, утопившего потерявший сексуальную привлекательность гарем (что тоже, конечно, нехорошо). Все, однако, познается в сравнении. Или в рамках компаративистики (от лат. comparativus –сравнительный), если использовать западный научный словарь.

Вот давайте для этой самой компаративистики и взглянем, сняв очки западного производства, на современников Ивана Грозного – светлых человеколюбивых представителей европейского Запада. Скажем, на родившегося не просто в одну эпоху, а в один год с Иваном Грозным Карла V (1530-1556 гг.), императора Священной Римской империи. По приказу этого божьего одуванчика только за одну ночь на тот свет было отправлено 8 000 (восемь тысяч) жителей Рима, представляете? Но имя этого каннибала вы не найдете ни в одном нехорошем списке – там всё давно занято Ванями да Петями. О подобных персонах, помнится, хорошо сказал Марк Твен – “Известно, что этот человек не сидел, но почему не сидел – неизвестно“.

статуя императора Священной Римской империи Карла V
источник: 3.bp.blogspot

Напротив – этому террористу на Западе вовсю ставят памятники, где изображают добреньким папой Карло, который только и делал всю свою жизнь, что раздавал прохожим ватрушки, мастерил скворечники (см. выше) и на пару с Достоевским писал трактаты о слезинке ребёнка.

Поехали дальше. Ни в одном списке массовых убийц вы даже близко не найдете имя жившей в то же время французской божьей коровки Екатерины Медичи. Между тем по приказу этой матери-героини только за одну ночь (24 августа 1572 года) было вырезано около 20 000 граждан Евросоюза, вся вина которых состояла в том, что директор компании “Ватикан” не приводил их в телячий восторг.

картина конца XIX века (Э. Деба-Понсана) «Утро у ворот Лувра»
источник: upload.wikimedia

На картине конца XIX века «Утро у ворот Лувра» изображена любующаяся трупами Екатерина Медичи (обратите внимание на хищное выражение лица). Тем не менее, Медичи вместе со своим мужем-неврастеником торжественно захоронена в помпезном склепе на территории парижского аббатства Сен-Дени. Играющая на фото ниже в ладушки пара – скульптурное надгробие Екатерины и ее мужа Генриха II.

склеп на территории парижского аббатства Сен-Дени.
источник: upload.wikimedia

А мы, дураки, разве что на государственном уровне еще не прокляли Ивана Грозного за его мнимую кровожадность. Небо наказало Катю по-своему: из 10 её детей только Маргарита дотянула до 60 лет, все остальные не дожили даже до 30. Муж же, Генрих II, в 30 с лишним лет был смертельно ранен в шутовском поединке с каким-то приятелем-офицером задолго до «утра у ворот Лувра».

Отправляемся теперь в Англию – именно оттуда на наши берёзки выливаются наиболее густые и вонючие помои. Здесь барахтающиеся по горло в крови вурдалаки идут просто косяками и подряд. Возьмем славную династию Тюдоров, как наиболее близкую по времени к годам правления Ивана Грозного. Кстати, последним перед Тюдорами представителем династии Ланкастеров был Генрих VI. Короткая выписка из истории болезни выглядит опрятно: тяжкий шизофреник с навязчивыми галлюцинациями. Трудно сказать, что этот инфантильный псих натворил бы, но всеми делами от его имени заправлял крупный аферист по прозвищу «делатель королей» Ричард Невилл (граф Уорик), которого я назвал бы средневековым аналогом покойного Б. Березовского. С таким счастьем долго на свободе находится было нельзя: Генрих VI был задушен кем-то в тюремной камере, куда в конце концов просто не мог не попасть (во французских тюрьмах тоже любят душить узников королевской крови).

И вот после Генриха VI в главное кресло туманного Альбиона забирается первый Тюдор и очередной Генрих – Генрих VII (1457-1509 гг.). Ивана Грозного обвиняют в создании опричнины, но никто почему-то не обвиняет Генриха VII в создании средневекового гестапо, крипо, СД и СС в одном стакане – т. н. чрезвычайного трибунала «Звездная палата». Мясники «палаты» отправили на тот свет от 8 до 12 тысяч человек, не считая тех, кто во избежание свидания с работниками королевских органов успевали покончить с собой до пыточного подвала.

Генрих VI - памятник в Лондоне
источник: источник:farm5.staticflickr

И что же? Сегодня в Англии этому политическому Джеку-Потрошителю не стесняются ставить пышные памятники, один из которых вы можете видеть выше (в аккурат напротив Итона – чтобы будущей английской элите было с кого брать пример). А теперь взгляните, как западные “реконструкторы” изображают Ивана Грозного (внизу справа; слева – прижизненный портрет Ивана Васильевича).

коллаж - два портрета Ивана Грозного
контент PlayOne

Затем королем Англии становится очередной Генрих – Генрих VIII (1509-1547 гг.), за время правления которого было убито более 70 000 (семидесяти тысяч) человек. В общем, Гитлеру было у кого учиться (он, впрочем, и не скрывал, что его кумирами были англичане). За примерно такой же срок правления Ивана Грозного, напомню, было казнено от 2 до 4 тысяч человек, но Terrible Russian Tsar находится во всех кровавых топах, включая, увы, и отечественные, а доктора Менгеле из династии Тюдоров изучают в английских вузах в качестве образцового государственника. Не смущает англичан ни то, что папа Климент VII (по теме: умерший от чесотки) отлучил Генриха VIII от церкви (за то, что Генрих сам себя объявил папой), ни то, что по приказам короля вдоль дорог за кражу сухаря из лавки тысячами развешивали 5-летних детей. Ивана Грозного англичане с гримасой отвращения обвиняют в убийстве своего сына (что является неправдой – имело место стороннее отравление мышьяком), а как дела с домочадцами обстояли у Генриха VIII? Этот английский король отправил на тот свет нескольких своих жен, которых у него было аж шесть штук. И вот сегодня этому достойному продолжателю дел Калигулы и маркиза де Сада нетерпимые на словах к всякому насилию англичане как ни в чём ни бывало ставят помпезные скульптурные памятники, один из которых вы видите ниже.

Генрих VIII - скульптурное изображение
источник: res.cloudinary

Зная настоящую, а не History Channel, историю английского “парламентаризма” понимаешь, что заставило Уильям Шекспира написать чуть позже – “Безумство сильных требует надзора” (Гамлет).

Пока мы не добрались до темы, сделаем небольшое к ней отступление. Немцы долго шокировали даже грязную Европу тем, что пахнут, как поросята, и ни в какую не желают мыть ноги, уши и даже руки перед обедом. Четвертая жена Генриха VIII, 23-х летняя Анна Клевская, в этом смысле ничем от средней немки не отличалась. Она вообще ничего не мыла, хотя девицей была симпатичной и по-своему очень неглупой. Прежде чем ее представили толстому Генриху, советники усердно поработали, чтобы заставить нехорошо пахнувшую немецкую принцессу принять, наконец, освежающую ванну и приодеться.

портрет Кристины Датской
источник: img.youtube

Генрих понюхал-понюхал, и на брак согласился (40-ка летнему пеньку до этого благоразумно отказала и 17-ти летняя Мария де Гиз, будущая королева Шотландии, и 16-ти летняя красавица Кристина Датская – её портрет вы видите выше). Но будучи уже супругой короля, Аннушка осталась верна Фатерланду, про гигиену забыла и меняла панталоны раз в месяц. Или даже два раза в полгода (ученые спорят до сих пор). Однако тиран сам был ничуть не лучше; баиньки, например, он куда чаще делал не с Анной, а с куском лисьего меха, который должен был отвлекать блох и вшей от нежного королевского организма.

На эпоху царствования “Ужасного Ивана” приходится и бурная пятилетка доброй английской королевы-пироманки Марии I ( 1553-1558 гг.), известной под прозвищем «Кровавая Мэри». Удивляться не приходится, поскольку Мария I – дочь Генриха VIII (и его супруги Екатерины Арагонской). Дочурка вышла замуж за сына Карла V (того самого, по чьему приказу было убито 8 000 человек – см. выше), который по возрасту годился ей в сыновья, и тут же устроила массовые ритуальные сожжения живых людей. Костры пылали всю пятилетку, и королеву настолько все возненавидели, что когда Маруся, простите, отбросила свои дьявольские копыта, день ее смерти вся страна отмечала, как величайший общенациональный праздник.

королева Англии Мария Тюдор
источник: history

Этой королеве даже лицемерные и беспринципные англичане не осмелились поставить ни одного памятника, но в список преступных правителей вносить стесняются. Кто не боится, может взглянуть на расположенный чуть выше портрет.

Нам осталось зафиксировать следующий научно-криминальный факт. В период правления Ивана Грозного в Европе проживали монархи, которым по масштабам совершенных ими преступлений наш замечательный царь даже в подметки не годится. Тем не менее, в списках наиболее кровавых тиранов, которые постоянно вывешивают на всеобщее обозрение западные таблоиды, мы видим не Генрихов с Мариями, а нашего Ивана Грозного.

Пример этот предложен только для того, чтобы показать, насколько «кривыми» и идеологически ангажированными могут быть навязываемые нам извне штампы. К сожалению, отечественные СМИ от неприятельских штампов если и ушли, но очень недалеко. Так, вещающая на всю планету медиа-корпорация “Россия сегодня” (RT) публикует свой список “кровавых тиранов”, в который рядом с чудовищем Генрихом VIII преспокойно вписывает строку “Ivan IV the Terrible”. Причем именно так, как пишут на Западе – “Terrible”, что значит “Ужасный”, хотя хорошо знают, что “ужасный” и “грозный” (Threatening) – совершенно разные по смысловому наполнению термины. Чего же мы ждем от западных СМИ, если сами себя постоянно макаем в ведро с яблочным повидлом?

Европейские стандарты гигиены и санитарии

К одному из таких штампов относятся и два параллельно раскручиваемых в сетевых СМИ бренда – о «немытой России» и о «немытой Европе». Если «немытая Россия» является частью общего и очень старого западного мифа о плохо поддающейся пониманию восточной империи, то с «немытой Европой» все сложнее и не так линейно, как представляют в своих исследованиях патриотически настроенные исследователи (как бы нам не впасть в крайность и не стать похожими на некоторых западных “историков”).

Русские бояре на поклоне у царицы
источник: syncreticstudies

С одной стороны, имеет место избирательное замалчивание, с другой – оглашение следствий без рассмотрения причин. Когда, например, утверждается (и справедливо), что пожираемая клопами средневековая Европа утопала в грязи и вони, не объясняется, всегда ли она утопала, и если нет, почему вдруг начала вонять и утопать. Вонь и грязь это что, имманентно присущая европейцам антропологическая черта или к такому положению вещей привели некие обстоятельства? На Западной цивилизации и без того висит столько крови, грязи и тяжких преступлений, что приписывать им еще какие-то грехи просто не имеет смысла. Раствор и без того настолько насыщен, что по всем законам исторической химии излишнее просто не будет в себя впитывать.

Анализ санитарного состояния европейского народонаселения в работах наших исследователей вопроса часто начинается с XV-XVI вв. При этом опускаются поздняя античность, Темные Века и ранее Средневековье – периоды с точки зрения санитарии очень разные и часто противоречивые. Ссылки на недостаток информации (если они и есть) некорректны, поскольку как минимум о сортирах и термах Древнего Рима известно достаточно хорошо. Как было в Риме 15, а по Европе 300 терм, так столетиями они и стояли, пока до них не добрались христиане и либо не разрушили их, либо в свои особняки не переделали.

поселение раннего Средневековья - картина
источник: upload.wikimedia

Кроме того, имеется множество косвенные признаков, которые помогают более или менее достоверно заполнять существующие информационные пробелы. Так, о периоде VI-X вв известно меньше, чем о любом другой эпохе (о причинах чего будет сказано ниже). Количество документов о любом виде человеческой деятельности этого периода настолько ограничено, что о многих вещах историкам остается только гадать или строить более или менее достоверные теории. Тем не менее известно, например, что живший в VIII-IX вв Карл Великий регулярно принимал ванны, причем не в одиночку, а в компании со всем своим двором. В. Эйнгард в “Жизнеописание Карла Великого” отмечает: “Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе”.

портрет Карла Великого
источник: history.com

Для своего времени Карл Великий (см. выше) был каким-то уникальным оригиналом или купание было более или менее распространенной европейской практикой того времени? Что заставили русских послов при дворе французского короля Людовика XIV (XVII век) писать, что к их величеству иначе как с зажатым прищепкой носом невозможно подойти, поскольку монарх воняет, как дохлая лошадь? Почему Карл Великий мылся, а Людовика XIV не делал этого? Почему обычные граждане Рима регулярно посещали многочисленные общественные туалеты и публичные бани, а жившая в XV веке королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза?

Давайте по порядку, и начнем с беглого, на нужную нам глубину, обзора санитарно-эпидемиологического состояния Рима эпохи поздней античности.

Рим и гигиена

Согласно исследованию О. Робинсона «Древний Рим: городское планирование и администрация», в позднем имперском Риме было 144 общественных туалета, большинство из которых, скорее всего, были расположены рядом с общественными банями. Содержание унитазов-вёдер (dolia curta) не выбрасывалось, а собиралось специальными сборщиками-ассенизаторами и продавалось оптовым покупателям (фуллерам). Те, в свою очередь, имели государственные контракты и могли быть оштрафованы, если опаздывали с поставками продукции. Часто фуллеры ставили на римских улицах «биотуалеты» в виде обычных деревянных кадушек, содержимое которых затем широко использовались, например, для очистки одежды. Дело в том, что аммиак, ключевой ингредиент мочи, отлично подходил для удаления пятен на тогах и туниках, которые стиркой с использованием жира (мыла не было) не выводились. Экскременты использовались в качестве удобрений.

группа людей на окраине древнего Рима
источник: thoughtco

Римский император первого века Веспасиан установил для фуллеров «налог на мочу», благодаря которому было собрано столько денег, что в трудные времена именно эти монеты, как считают некоторые историки, спасли Империю от разорения. Согласно римскому историку Светонию, когда сын императора Веспасиана Тит выразил свое «фе» по поводу «вонючей» правительственной инициативы папы, тот сунул под нос глупому сыну золотой денарий и спросил, чем он пахнет – мочой или богатым ужином под музыку придворного оркестра? Именно здесь корни распространённой сегодня во всех фольклорах мира поговорки “Деньги не пахнут” (или её смысловых аналогов).

Бумага в те времена была предметом культа (примерно таким же, каким сегодня для многих является зеленая резаная бумага). Поэтому вместо туалетной бумаги римляне использовали палочки – ксилоспонгии – на кончиках которых прикреплялись кусочки «коммунальной» губки.

губка с палочкой
источник: imgix.ranker

Чтобы очиститься после отсидки на скамейке с отверстиями, римляне подтирали труднодоступное интимное место губкой. После чего либо сами, либо – в крутых сортирах – эффективные сортирные менеджеры тут же ополаскивали губку в смеси воды с уксусом и возвращали её на место. Ксилоспонгии были стратегическими изделиями многократного использования (губки было мало, и на всех римских зас*анцев при режиме одноразового использования её просто не хватило бы). Чан с “дезинфицирующей жидкостью” менялся два раза в сутки.

три мужчины в туалете древнего рима
источник: qph.fs

Римский эмжэ, таким образом, превращался в распространитель всех мыслимых инфекционных заболеваний, в своего рода центр биологической войны против империи. Болели много и часто; по подсчетам современных демографов, средний возраст обычного жителя Рима составлял 25-28 лет. К смерти приводили болезни, которые сегодня мы моментально убиваем заглатыванием пары-другой копеечных таблеток – уровень терапевтической медицины в Риме оставался на пещерном уровне. Куда чаще прибегали к разного рода шаманским ритуалам с заранее предопределенным смертельным исходом. Изучение окаменевших римских экскрементов показало наличие в них невообразимого количества различных паразитов и инфекций, включая круглого червя и дизентерийные палочки.

римский сортир
источник: 3c1703fe8d

Кстати сказать, роль нынешних социальных сетей в Риме с огромным успехом выполняли туалетные стены: оплачиваемый доступ в интернет заменял бесплатный доступ к сортирным порталам. Время от времени римляне – даже без прямой нужды – посещали туалет примерно с теми же целями, с которыми мы сегодня заходим на ту или иную сетевую страницу (римские сортиры как первые “избы-читальни”). Римская «социальная поэзия», «чаты» и граффити были при этом невообразимо грязными. В частности, знаменитые Помпеи утопали в эротических и порнографических малюнках (те, кому за 35 но меньше 80, могут взглянуть на один из образцов здесь). Мало чем от сортирных произведений отличалась поэзия тогдашних римских поэтов. Так, в известном стихотворении поэт Катулла дружески называет своего сердечного друга Аврелия «присоской к пенису». Из сохранившихся на стенах надписей удалось распознать такие, например (я выбрал три наиболее цензурные):

  • «Здесь я опозорился с многими девушками»;
  • «Реститута, сними тунику и покажи всем свои пушистые прелести»;
  • «В этом месте был солдат 7-го легиона Флорион, но только шесть женщин узнали здесь, какой я жеребец. Слишком мало!”
граффити в Древнем Риме
источник: classicalwisdom

Баловались граффити и женщины, хотя и не такими скабрезными. Изредка встречались сочинения вполне философского содержания, достойные представителей Вечного Города, например, «Малая проблема становится большой, если вы проигнорируете малую» и даже – «О, стены! Как вы еще не рухнули под грузом написанного на вас!” Кстати, слово “написанного” можно понимать произвольно – смысл от этого поменяется мало.

Древний Рим имел довольно сложную канализационную систему, которая, однако, предназначалась для удаления с улиц дождевой воды и в санитарно-гигиенических целях почти не использовалась. Горы уличного мусора – обычная для античного Рима картина. У древних римлян был иные стандарты городской чистоты, чем у наших современников. Пока можно было переступать через горы гниющих на улицах продуктов – римляне переступали, и такое положение вещей представлялось нормальным.

римская терма - картина художника
источник: greatvintageposters

Теперь о банях. У греков были свои поэты, историки и прочие философы, оставившие самые разнообразные сведения. Достаточно упомянуть Платона, который говорит о банях привычным будничным тоном, или Геродота с его рассказами об эллинских парилках. Греки уважали чистоту, в том числе и тела, но без особого фанатизма. Эталоном же Древнего мира в банном вопросе стала Римская цивилизация, что подтверждают развалины всякого более или менее крупного римского поселения (в центре империи или на периферии – неважно). Выше вы видите римскую баню в представлении художника.

Для обеспечения городов водой римляне по всей империи – от Малой Азии и Испании до Северной Африки и Британии – строили водопроводы/акведуки длиной в десятки километров (крупные города имели несколько водопроводов). Воды с избытком хватало на все коммунальные нужды. В Рим, например, было введено целых 11 водопроводов. Водой заполняли арену Колизея и проводили настоящие морские сражения; излишки воды (акведук краном не перекроешь) сбрасывали в Тибр. Сданный в эксплуатацию в 144 году до н.э. водопровод Аква Марсия по большей части проходил под землей (использовались прочные свинцовые трубы), длина его составила без малого 100(!) километров. Ниже вы видите один из хорошо сохранившихся в Испании акведуков.

Римский акведук через реку
источник: brewminate

В книге “Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений” автор Ж-Н.Робер сообщает, что в 33 году до н.э. а Риме насчитывалось 70 бань, а к концу II века их в Риме было уже 950. Больших терм в этот период в Риме было 15, в том числе именные императорские термы Траяна, Каракаллы, Диоклетиана, Агриппы, Нерона, Тита и т. д.. В термах Каракаллы могло одновременно мыться до 1 500 человек, а в термах Диоклетиана более 3 тысяч. По всей Римской империи только крупных терм насчитывалось порядка трёх сотен. Ниже вы видите Рим начала II века (реконструкция). Чуть правее и выше Колизея (большое полукольцо) – терма Диоклетиана.

Древний Рим - реконструкция
i.imgur

В римских общественных банях и термах – от крупных до очень небольших – регулярно освежались практически все горожане, не считая рабов (в миллионном Риме I века н. э. их было около 400 тысяч). Разделения по половому признаку не было – мужчины и женщины мылись вместе. Поскольку мыло еще не было изобретено (они придет в Европу из Ближнего Востока аж в XII веке вместе с крестоносцами), специально обученные банщики или рабы (у кого они имелись) натирали клиентов маслом, после чего специальными кривыми скребками соскребали масло вместе с впитавшимися в него жиром и потом. Ниже – одна из небольших сохранившихся римских терм (точнее, один из бассейнов термы – как правило, их было несколько).

римская древняя баня с бассейном внутри
источник: thoughtco

«Крем» из соскобленных с тел масла, пота, кожных чешуек и бактерий паковался в крошечные пузырьки и продавался римским красавицам. Особенно ценился “крем” бренда “гладиаторский”, которым пользовались жены многих императоров. В статье “Публичная стирка нашей грязной истории” (издание Mail Online) её автор В. Хеннесси пишет: “В римские времена богатые и бедные люди ежедневно купались совершенно голыми в смешанных бассейнах общественных бань. Мыло ещё не было изобретено, и слуги натирали купальщиков маслом и царапали их кожу изогнутыми металлическими лезвиями. Остатки масла, пота и кожных покровов, соскобленные с тел гладиаторов, продавались поклонницам в крошечных горшочках и использовались в качестве крема для лица”.

Такова, в общих чертах, краткая санитарно-эпидемиологическая картина Рима эпохи поздней античности. Что происходило в более поздние времена вплоть до выхода из Темных Веков, науке известно плохо или фрагментарно, чему есть свои объективные причины.

Темные века и Средневековье

Даже отрывочные сведения о банях и о санитарном состоянии Европы начинают исчезать примерно с IV вв. и совпадают с двумя происходившими практически одномоментно процессами. В этот период церковь перехватывает у быстро дряхлеющего Рима власть, и ее влияние начинает быстро расти. Если принять во внимание фактический запрет католической церкви на соблюдение гигиены в Средневековье (что будет показано ниже), можно предположить, что точно такой же запрет церковь начала распространять в III-IV вв.

поселенцы за работой во дворе - древняя гравюра
источник: brewminate

И второй момент, не менее важный: в IV веке началось т.н. «Великое переселение народов» (этническое перемешивание населявших Европу племен с периферийными народностями Римской империи). Причинами движения масс являлось резкое похолодание и вторжение гуннов в пределы империи. Перемешивание продолжалось до VII и даже до начала VIII века, и сопровождалось культурными, языковыми и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Творившимся в это эпоху хаосом и объясняется как отсутствие достоверных свидетельств и документов этого периода, так и невозможность католических эмиссаров следить за соблюдением паствой церковных догматов и папских циркуляров. Бегающим по Европе в поисках подходящего для постоянного проживания места людям было не до составления рапортов, статистических отчетов и написания пышных мемуаров.

древняя монашеская гравюра - прелат и послушник
источник: 2.bp.blogspot

Однако массив более поздних, дошедших до нас, сведений и документов ясно указывает на негативное влияние католической церкви на санитарное состояние и демографию Европы вплоть до ХХ века. Влияние это носило тотальный и крайне разрушительный характер, хотя этот бесспорный факт многими историками и «мировыми СМИ» под давлением католического лобби всегда замалчивался либо смягчался до полного разжижения. Как всегда и везде, имелись ослушники и имелись послушники; единичное упоминание (Карл Великий) свидетельствует о наличии ослушников, но фанатичных в своем смирении католиков было явно больше, чему способствовали и постоянно исходившие из папских кабинетов превентивные угрозы по адресу возможных “еретиков”.

десятки распятых грешников - древняя гравюра
источник: i.pinimg

В статье “Публичная стирка нашей грязной истории” В. Хеннеси так объясняет нелюбовь церкви к гигиене: «В римских банях происходило много разврата и распущенности (hanky-panky), поэтому, возможно, для ранних христиан грязь стала уникальным христианским знаком святости – некоторые святые положительно наслаждались собственной грязью».

Объяснение наивное, – как будто поддержание чистоты рук и санитарного состояния городской и домовой инфраструктуры без бань было невозможно. Индейцы Северной Америки, например, не знали, что такое баня, тем не менее, санитарно-гигиеническое состояние своих племенных поселений поддерживали на высочайшем уровне. Такое положение вещей было разрушено как раз с прибытием на Американский континент европейцев, которые быстро утопили индейцев в водке и сифилисе, и заботливо укутали их зараженными оспой одеялами. А начинается всё обычно так, как на расположенной ниже иллюстрации: приезжает добрый белый человек и учит варваров, как жить. Потом “варвары” попросту исчезают, а их земли занимают “белые братья”; индейцев в нынешней Северной Америке можно увидеть разве что в музеях-резервациях.

европейский проповедник среди индейцев Америки
источник: upload

Между тем святые действительно творили чудеса. Святой Фома, один из апостолов, превратился в бродягу, который всю свою жизнь проходил в одном и том же рваном рубище и ни разу в своей жизни не умывался. Его, к тому же, заедали вши. Бродил он со своими проповедями в основном по Индии, где в конце концов и нашел, как пишут в толстых церковных книгах, свою мученическую смерть.

Об этом стараются не очень распространяться, но в ходе проповедей в окрестностях Мадраса святой Фома долго уговаривал супругу местного царя не исполнять свои супружеские обязанности и отказывать мужу в близости. И в конце концов уговорил (и зачем ему это надо было, ума не приложу). Когда это прочувствовал и об этом узнал тут же впавший в ярость супруг, он отдал своим “силовикам” соответствующие распоряжения, в результате чего несчастный апостол был убит. Если, однако, довести идею, которую проповедовал Фома, до конца и заставить всех исповедовать половое воздержание, то человеческий род быстро прекратил бы свое существование. Но разве этому учил своих последователей Христос? И кстати, кто бы показал место в Библии, где Христос учит не сморкаться, не мыть голову и не чистить зубы?

св. Иероним с открытым ртом на холсте средневекового художника
источник: images.radio-canada

Другой святой – легендарный Иероним (см. выше) – предупреждал человечество, что ванны стимулируют сексуальные позывы и особую угрозу представляют для девственниц. Святая христианская мученица Агнесса, жившая в Риме на рубеже III и IV веков, вняла учению: она ни разу не мылась до самой своей печальной кончины, которая последовала в юном 12-летнем возрасте.

Святой Иероним также учил последователей Христа (и особо на этом настаивал), что «чистое тело и чистое платье означают нечистую душу». Догмат по нынешним меркам довольно сомнительной (хотя и звучит – надо отдать должное – красиво, в духе риторов школы Цицерона). Тем не менее, очередной святой – английский рыцарь Годрик – в эпоху Крестовых походов шел из Англии в Иерусалим, ни разу в ходе путешествия не помыв даже руки и не меняя одежду, в которой начинал свой вояж в Святую Землю. За этот подвиг католическая церковь и зачислила англичанина (его вы видите ниже) в канонические святые. Но подвиг этот все же нельзя назвать беспримерным – так поступали многие крестоносцы и даже мирные паломники на иерусалимскую землю.

заросший рыцарь в одеянии и с мечом
источник: vignette

Некоторые историки, например, долго недоумевали, каким образам разведчикам Салладина так быстро удавалось обнаруживать лагеря как мирных паломников, так и крестоносцев. Со временем ответ был найден – по сильному специфическому запаху.

Исследователь Т. Браге так комментирует статью «Насколько грязными были люди в Западной Европе в средние века?», размещенную в одном из западных изданий: «Рыцари-тамплиеры не прелюбодействовали, не купались и не брились. Я читал арабские летописи, в которых говорилось, что они (мамлюки – авт.) могли «унюхивать» подход тамплиеров”. В ходе многих Крестовых походов рыцари Европы поразили не только арабов, но и византийцев своим ароматом – отряды распространяли густой и устойчивый запах несвежей разлагающийся плоти. В лице своих как воинственных, так и мирных посланников Западная Европа предстала перед «диким Востоком» синонимом самой отвратительной дикости и антисанитарии. Наиболее брезгливые паломники возвращались в Европу и пытались внедрить полученный на Ближнем Востоке «банный» опыт. Однако тут же вмешались церковные клерикалы, с ХIII века фактически запретившие общественные бани, как неиссякаемый-де источник «римского» разврата и «инфернальной» заразы. Тот же Т. Браге с едким “эротическим” сарказмом пишет:

«Я даже представить не могу запахи, исходившие от средневековой пары, раздевающейся и участвовавшей в прелюдии прежде, чем совокупиться…» (там же).

портрет арабского писателя Ахмада ибн Фадлана
источник: pbs.twimg

В обзорно-аналитическом материале «Насколько грязными были люди в Западной Европе в средние века?» приводится высказывание древнего арабского писателя Ахмада ибн Фадлана (см. выше) о европейцах, которых ему доводилось встречать:

«Это самые грязные из всех созданий Аллаха: они не очищают себя после дефекации и мочеиспускания, не моются, когда находятся в состоянии ритуальной нечистоты после полового акта, и даже не моют руки перед принятием пищи».

Общий исторический диапазон подобных «христианских подвигов» – примерно 15 столетий. Понятно, что европейские католики на протяжении всех этих мрачных веков брали со своих «святых» modele de role (пример). Дело, однако, не ограничилось антигигиеническим смирением. Католическая церковь потребовала от «стада» предоставить свои бренные тела в полное кулинарное распоряжение вшей, блох и клопов, громогласно объявив такую преданность «святым заповедям» ничем иным, как еще одной разновидностью «христианского подвига».

вошь и перечеркнутая красным гребенка - коллаж
контент PlayOne

Причину ненависти тогдашних католических атаманов к чистоте трудно объяснить одной лишь заботой о целомудрии прихожан, которых церковь – памятуя римские термы – пыталась-де предостеречь от сексуального искушения с неизбежным последующим развратом. Особенно с учетом царившей во все эпохи на аббатских дворах и в католических монастырях невообразимой половой распущенности. Имело место, судя по всему, еще и прямолинейное следование канонической догматике. Надо вспомнить, что христианская религия – единственная из авраамических, в которой обряд ритуального купания никак не прописан. Вторая причина не потеряла свою актуальность по сей день и является, по-видимому, не поводом, а именно причиной.

черная овца в стаде белых овец
источник: scienceofpd

Речь идет о необходимости держать «стадо» – для лучшей его внушаемости и управляемости – в темноте и в состоянии постоянного невежества, чему наилучшим образом способствует обустроенная по ветхозаветным стандартам социальная среда. Грязная и болезнетворная, в которой человеческая жизнь не представляет никакой ценности, и в которой, следовательно, удобно и безопасно проповедовать ценности загробной жизни (самим распоряжаясь в то же время ценностями жизни земной).

Была и вторая причина погружения Европы в вонючее инфекционное болото, носившая совсем иной, вполне объективный и никак не контролируемый папскими прелатами характер.

«Черная смерть»

«Черной смертью» сначала простой европейский обыватель, а вслед за ними и историки назвали опустошившую Западную Европу эпидемию бубонной чумы, которая пожаловала в Европу в середине XIV века (1346-1353 гг), и вплоть до XVII века неоднократно в Европу возвращалась. В конце II века чума посещала и Римскую империю (и свирепо), а в VI веке – Византию, когда Константинополь потерял более трети населения (хотя с гигиеной ситуация в Константинополе была куда более благополучной, чем в средневековой Европе). Ниже вы видите аллегорическое изображение “Черной смерти” Брейгелем-старшим (полотно “Триумф смерти”).

картина Брейгеля "Триумф смерти"
источник: upload.wikimedia

В комментарии к статье «Насколько грязными были люди в Западной Европе в средние века» выпускник Оксфорда Д. Фулк пишет:

“В средние века во Франции мытье под руководством Филиппа Огюста (правил в 1180-1223), Людовика VIII (ок. 1223-1226) и Людовика IX (ок. 1226-1270) все еще очень широко практиковалось в смешанных общественных банях. Римское наследие не было потеряно до тех пор, пока через столетие не нагрянула чума».

Автор лукавит – «римское наследие» (как было показано выше и будет показано ниже) всё же было утеряно. Хотя, возможно, в каких-то слабо контролируемых церковниками регионах (вспомним Карла Великого) “римская” гигиена помалу восстанавливалась. Но автор прав в отношении чумы. Тем не менее, чума – это середина XIV века, а что происходило до этого?

карта распространения чумы в Европе в 1346-1353 гг
источник: upload.wikimedia

Выше вы видите карту распространения “Черной смерти” в Западной Европе по годам (зеленым окрашены области с очень слабым проникновением либо вовсе свободные от чумы). Об истинной роли католических клириков в санитарно-гигиенической истории Европы и в распространении Черной смерти достаточно откровенно пишут в соответствующей статье даже обычно осторожные по отношению к «западным ценностям» авторы Википедии.

«Пандемия продемонстрировала полную беспомощность средневековой медицины и бессилие религиозных институтов в борьбе с чумой, следствием чего стали возрождение языческих культов и суеверий, гонения на потенциальных «отравителей» и «распространителей чумного яда», а также всплеск религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости. Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения.
<…>
Во времена Чёрной смерти медицина в христианской Европе находилась в глубоком упадке. Во многом это было связано с примитивно-религиозным подходом ко всем сферам знания. Даже в одном из крупнейших средневековых университетов – Парижском – медицина считалась второстепенной наукой, так как ставила себе задачей «излечение бренного тела». Некое руководство того времени, автор которого остался неизвестен, вменяло в обязанность врачу после входа в дом спрашивать родственников больного, исповедовался ли тот и причастился ли он святых тайн. Если этого сделано не было, больной должен был исполнить свой религиозный долг немедленно или, по крайней мере, пообещать это сделать, ибо спасение души полагалось важнее спасения тела.Хирургия считалась слишком грязным ремеслом, которым церковные правила не разрешали заниматься священнику, даже имеющему медицинское образование. Талантливые медики постоянно рисковали попасть в поле зрения инквизиции.
<…>
Один из медиков того времени писал: «Клирики по обыкновению толпятся у изголовья больных, из всех сил тщась доказать великую действенность своего вмешательства, воззвания к святым, реликвий, освященных свечей, обеден, милостыни, пожертвований и прочего благочестивого шарлатанства. Случись врачу одержать победу над недугом, это приписывается заступничеству святых, обетам и молитвам клириков. Случись же ему умереть, виноваты в этом, конечно же, врачи».

средневековая больница - трое в кровати, один на приему
источник: tomascabacas

Д. Фулк пишет о периоде, охватывающем XII-XIII вв:

«Бани использовались людьми всех социальных групп – молодыми и пожилыми мужчинами и женщинами, детьми. Ванны были выполнены из дерева, внутренность ванн покрывалась льном… «Мыло Алеппо» было известно в Европе еще с римских времен, пемза же служила своеобразной «щеткой» для удаления нескольких слоев кожи». (там же)

Это ничем не подкрепленные слова, дополнительную подозрительность которых вызывает упоминание автором о знакомом-де еще с римских времен «мыле Алеппо», что не соответствует действительности. Да, имеются рисунки с изображение купающихся в кадушках людей, которые относят к средневековому периоду, но что это за “бани” и чем они являлись на самом деле будет показано ниже. Вместе с тем трудно представить, чтобы в Европе полностью отсутствовали люди, которые (хотя бы на интуитивном уровне) не понимали бы всю пользу принятия ванн, и которые бы их более или менее регулярно принимали.

купальщица и ее прислуга - гравюга
источник: worldimages

Относительно достоверные и документально подтвержденные сведения о санитарном состоянии Европы начинают просачиваться к нам, начиная примерно с XI века, демографически уже вполне “оседлого”. Оппонент Д. Фулка греческий историк Д. Триантафиллиду приводит факты (там же):

«В 972 году император Священной Римской империи Отто II женился на византийской принцессе Феофании, которую двор невзлюбил из-за таких её «странных привычек», как, например, использование столовых приборов. Её также критиковали за «упадок», который проявлялся в ежедневном регулярном купании. Ранняя смерть Феофании была приписана подобному «странному поведению». В то время, как на Западе купание не было нормой, Восток сохранил традицию общественных бань и позже передал ее османам».

То, о чем пишет греческий историк, хорошо задокументировано и известно историкам. И все это происходило в период, когда о Черной смерти в Европе никто не имел ни малейшего представления.

Как показывают примеры с учением святага мученика Иеронима и канонизированным рыцарем Годриком (а таких примеров много), уже во времена Крестовых походов (к которым и апеллирует Д. Фулк) уход за телом считался устойчивым и вполне официальным грехом. Христианские проповедники призывали всех достичь “духовного очищения” – не мыться, не терроризировать вшей и ходить в грязном рванье. Для тех, кого это не убеждало, церковники быстро нашли управу в виде оглашаемой на всех углах церковными трубадурами папской буллы: добровольно смывать с себя «святую» воду, с которой юный «раб божий» соприкасался при обряде крещения – невообразимый грех.

церковный писарь за работой
theboardgamingway

Стукачество и доносительство расцвело пышным цветом. Чистые уши вызывали подозрение, чистые руки – презрение, чистые ноги (да еще и с остриженными когтями) – отвращение, чистое лицо – едва ли не проклятия. Все козыряли грязными конечностями, гордились исходившем изо ртов смрадом (смесь гниющих в шатких зубах остатков говядины, лукового супа и желудей), во вшей же была влюблена вся католическая Европа, включая монархов. Папская канцелярия официально нарекла гнид с клопами «божьими жемчужинами» и наказала прихожанам любить и холить этих симпатичных диких животных, огласив их наличие на теле первейшим и одним из самых несомненных признаков святости. Прелаты теоретизировали: чем больше «божьих жемчужин» на теле человека– тем больше этого блохоносца любит Бог. Логично? Вполне – соглашались приближенные к монаршим дворам мыслители и даже лекари. Почему лекари?

Э. Хуссейн в комментарии к статье с названием «Почему купание было необычным в средневековой Европе», опубликованной в издании «Today I Found Out» (редактор Дэвен Хиски), пишет:

«Турецкие общественные бани были публичными местами для ежедневного мытья и турками считались обязательными для посещения. По сообщениям, крестоносцы были впечатлены турецкими банями (см. ниже – авт.) и принесли эту идею в Европу. Однако жители средневековой Европы обладали странным менталитетом. С такими инфекционными болезнями, как чума и ей подобными, распространенными с XIV по XVIII век, все – от королей до крестьян – боялись погружаться в воду, будучи уверенными, что это делает их тела уязвимыми для микробов. Таким образом, они не мылись, но часто меняли бельё».

Здесь мы выходим еще на один аспект запрета – чисто медицинский. Кто же умники, рассказавшие Европе, что чистое тело делает его уязвимыми для микробов? Служители церкви?

турецкая баня 19 века с людьми
источник: ambassadorspa

Давайте почитаем пояснение И. Хессель-Робинсона к статье «Насколько грязными были люди в Западной Европе в средние века?»:

«Черная смерть пронеслась по Европе в XIV веке. Ученые из Парижского университета «сделали вывод», что чума проникла в организм через кожные поры. И с этих пор пределом мечтаний всех людей стали грязные, забитые поры, не пропускавшие внутрь человека чуму. Бани закрыли».

То есть, были закрыты даже те бани, которые уцелели, и получилось славненько: попы требовали соблюдать «святость», иначе говоря, не мыться и устраивать в изгибах своего тела санаторий для вшей. А когда выяснилась, что находятся еще отщепенцы, которые «святости» предпочитают чистые ноги, подоспели «научные выводы» «учёных» знаменитого сегодня и воспетого как положено Парижского университета.

5 медиков на вскрытии - картина 19 века
источник: upload.wikimedia

Э. Хуссейн в своём комментарии пишет:

«Страх погружения в воду продолжился и в XX веке. Американцы (как указывает автор Кэтрин Ашенбург) до гражданской войны были такими же грязными, как и их европейские кузены, но успех в борьбе с болезнями посредством гигиены убедил их в том, что чистота – состояние прогрессивное и патриотичное».

Кстати, сами по себе названия материалов в изданиях, к цитированию которых мы прибегаем – «Почему купание было необычным в средневековой Европе», «Насколько грязными были люди в Западной Европе в средние века?” и “Публичная стирка нашей грязной истории” – заголовки эти свидетельствуют о признании Европой неприглядных страниц своей истории. Используем же мы западные источники для того еще, чтобы не быть обвиненными в однобокости и субъективизме.

Попы, коты и крысоловы

Наступил момент, когда единственными борцами за гигиену Европы остались такие, казалось бы, бесполезные в домашнем хозяйстве животные, как коты. С вшами средневековые Васьки боролись без особого усердия и успеха, но они проводили куда более полезные акции: масштабные и очень удачные зачистки разносчиков инфекций – черных и серых крыс, и мышей.

Грязь к грязи пристаёт: санитарная история Европы (часть 1)

Проявив присущую ей смекалку в борьбе с нечистой силой, церковь объявила тотальную охоту на черных котов, которых начала мочить в сортирах, на диванах и на помойках вся христианская Европа. За убитое животное полагалась премия, на которую во Франции можно было купить ведро хорошего бургундского вина. Черных котов со зловеще светящимися в темноте глазами кардиналы сильно подозревали в сговоре с нечистой силой, считали их личными посланниками Люцифера и полагали, что сатана может явиться в образе именно кота (с той поры черный кот является предвестником неудачи).

Морда черного кота
источник: lasrtaou

Автор статьи “Почему кошек ненавидели в средневековой Европе” Эйрин Метцлер напоминает, что ненависть к котам в Европе дошла до того, что в 1484 году папа Иннокентий VIII объявил, будто «кошка является любимым животным дьявола и кумиром всех ведьм», а герцог Йоркский вслух высказал то, что о котах думали тогда все граждане Евросоюза: «их лживость и злобность хорошо известны. Если в душе какого-либо зверя поселился дух дьявола, то это, несомненно, кошка – и дикая, и ручная».

Уничтожались не только черные, но все темные по окрасу коты – серые, пегие, серо-буро малиновые, в горошек и даже голубые. Потом добрались до светлых. Будущие инквизиторы, как герой Никулина в одном из фильмов, тренировались на кошках. А вот мусульмане вели себя совершенно иначе. Эйрин Метцер пишет: “Средневековые мусульмане очень любили кошек… Пророк Мухаммед и другие деятели ислама любили кошек и относились к ним хорошо. Возможно, чистота кошек была очень привлекательной для мусульман. В средневековых ближневосточных городах можно было даже найти благотворительные учреждения, которые заботились о бездомных котах”. (там же)

Закончилась тренировка ненависти для христиан печально: моментально расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего в течении нескольких лет вымерла едва ли не половина Европы. Источниками и резервуарами возбудителя инфекции чумы являются (помимо прочих зверушек) серая и черная крысы, о чем писалось выше; переносчиком – блохи и прочие клопы десятков различных видов.

фрагмент средневековой книги с изображением кота и мышей
источник: i2.wp.com

Все же наши православные батюшки, хоть мы их и критикуем порой (и поделом), на фоне католических мракобексов выглядят образцом аристотелевской мудрости и житейского здравомыслия. И когда вы сегодня смотрите на чванливых европейцев, которые издеваются над боровшимися с воробьями в годы «культурной революции» китайцами, помните о том маразме, который царил в Европе на протяжении тысячелетий. Кстати, о Китае. Один из швейцарских исследователей пишет:

«В области личной гигиене средневековые европейцы отставали до тех пор, пока не подтянулись до уровня старых цивилизаций, которые понимали всю важность купания и соблюдения правил личной гигиены. Ближний и Дальний Восток уже давно привыкли к купанию, а европейцы все еще носили парики, чтобы скрыть свои кишащие вшами головы. А чтобы замаскировать запах своих тел, придумали духи. Когда первые европейские исследователи отправились в Китай, китайские придворные чиновники никак не могли понять, почему европейцы не принимают душ».

Однако вспоминать сегодня о миллионах невинно убиенных котов – дурной тон (да и не было такого!), а о китайских воробьях можно говорить сколько угодно и где угодно. Это к вопросу о той самой объективности, хотя отдельные представители Европы, как видим, её всё же сохраняют. А ниже вы видите китайскую терму III в. до н. э.

китайская баня III в. до н. э.
источник:i.dailymail

В отсутствии котов, когда утро хозяйки начинали с вытряхивания из кастрюль, сапог и шкафов целых крысиных кланов, граждане вынуждены был стихийно приступить к освоению новой профессии – крысолова. Однако застать врасплох бдительных кардиналов и епископов не удалось и на сей раз. Церковь оставалась начеку и быстро раскусила сатанинский смысл инициативы. Умения выискивать и нейтрализовать крыс папские приоры с поместными ординариями быстро объяснили данной Люцифером способностью, и “оборотней-крысоловов”, как недавно котов, начали хватать и сжигать на кострах. Если по отношению к осуждённым ведьмам допускалось облегчение наказания, то по отношению к оборотням оно считалось недопустимым, и они должны были быть сожжены обязательно живыми. Автор монографии “Пытки инквизиции. Тюрьмы и костры” разъясняет:

“В некоторых случаях костёр зажигался небольшой, с маленьким пламенем, для того, чтобы продлить мучения перед смертью. Сожжение было более или менее мучительное в зависимости от того, гнал ли ветер удушающий дым привязанному к столбу в лицо или, наоборот, отгонял этот дым. В последнем случае осуждённый медленно сгорал, претерпевая ужасные муки. Нередко также осуждённым перед казнью отрубали руки или палач во время исполнения приговора рвал раскалёнными щипцами куски мяса из их тел.

Многие имели нравственную силу ждать молча последнего удара сердца, другие оглашали воздух душераздирающими криками. Чтобы заглушать вопли несчастных, им затыкали рот. Окружающая толпа слышала только треск горящего костра и монотонное пение церковного хора – до тех пор, пока тело несчастной жертвы не превращалось в пепел…”

Пока пылали костры, наступил 1346 год, и в дверь и без того едва стоявшей на ногах Европы постучала костлявая дама с косой.

жертвы Черной смерти в Брюсселе - гравюра
источник: geneticliteracyproject

ХIV век стал самым страшным в истории Западной Европы. За жуткими поражениями в области “внешней политики” (одно изгнание с Ближнего Востока чего стоит) на Европу из Юго-Восточной Азии через Турцию и Балканы надвинулась Чёрная смерть . На рубежах России её продвижение решительно остановили русские бани, а вот королевства Испании, германские княжества и Франция опустошились на треть, Англия с Италией – наполовину. Чума, как написано в любом учебнике – болезнь, протекающая с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой летальностью и крайне высокой заразностью.

группа больных чумой - гравюра
источник: media.npr

О том, в каком состоянии в тот период пребывала европейская медицина, было коротко сказано выше. Методы оказания медицинской помощи в то время более напоминали приемы из арсенала палачей, а сами «операционные» походили на пыточный подвал Нельской башни. Нужен общий наркоз? Неожиданный удар деревянным молотком по голове – и человек отключается на нужное «хирургам» время. Умер от удара? Ничего не попишешь – пути Господни неисповедимы…Раны «обрабатывали» либо полюбившимся европейцам дерьмом, либо кипятком, либо раскаленным докрасна железным штырем. У вас сифилис? Глотайте ртуть. При малейшем затруднении с постановкой диагноза (по цвету мочи, как правило) добрые монахи – именно они всех врачевали – клали человека на широкую доску, надрезали ему предплечье и выпускали кровь. Это, впрочем, не совсем наша тема, более подробно о методах средневековой европейской медицины можно почитать в статье «Средневековая медицина: 10 мучительных способов исцеления».

хирургия в средние века - врач делает человек операцию
источник: d3d00swyhr

Впрочем, есть так кое-что и для нас интересное.

“Пациентам, когда-либо контактировавшими с больными бубонной чумой, советовали провести епитимью, которая заключалась в том, что вы признаетесь во всех своих грехах, после чего произносите молитву, предписанную священником. Кстати говоря, это был самый популярный способ «лечения». Больным говорили, что, возможно, смерть пройдет стороной, если они правильно признаются во всех своих грехах”. (там же)


Размещенный выше материал развернул пусть сжатую, но все же хронологически достаточно полную картину причин, породивших постигшие средневековую Европу беды и несчастья. Практически всю свою пост-античную историю Европа стабильно просуществовала в инфекционной грязи, о которой представители более развитых цивилизаций даже помыслить не могли. Относительно гигиенически чистой Европа какое-то время существовала в виде древней Греции (иллюстрация ниже) и античного Рима.

греческая демократия - группа граждан обсуждает городскую проблему
источник: philebersole

Из сортирного отверстия, кое-как очистив мундир, излечившаяся от чумы Европа худо-бедно выбралась только лет 100-150 назад, развязав затем две мировые войны и объявив себя законодательницей идеологических и всех иных мод, которым должно теперь следовать человечество. И человечество пока, увы, следует. Многие – забыв собственную великую историю, огромное культурное наследие и хорошо вымытых в русских банях предков.

Следствия

Осталось рассказать о последствиях даже не так вторжения в Западную Европу бубонной чумы, как общего хронически антисанитарного состояния континента. Хотя именно о следствиях в сети можно найти много достаточно качественного материала, предлагаем свою версию. Но сначала закроем вопрос о банях.

Бани Средневековой Европы

В работах любителей средневековья вы обязательно встретите ссылку аж на целых 26 (или 29 – число иногда перевирается) общественных парижских бань – «В 1292 г. в Париже существовало как минимум 26 банных заведений». Вам даже продемонстрируют подтверждающий сей факт средневековые гравюры (см. ниже). Советую, однако, присмотреться к ним внимательный – ничего необычного для бань не находите?

гравюры с изображением средневековых бань - коллаэ
контент PlayOne

Цитата из книги Жака ле Гоффа “Цивилизация средневекового Запада” сбивает с толку и заставляет умолкнуть критиков. Это, конечно, не 950 римских бань, но всё же… Если, однако, перепроверить источник, тут же выясниться, что цитату любители медиавистики безбожно потрошат. Полностью цитата выглядит так:

«В 1292 г. в Париже (с населением 160 000 – авт.) существовало как минимум 26 банных заведений. Причем парильни являлись местом наслаждений и даже пристанищем разврата».

Теперь все становится на свои места: под “бани” были загримированы обычные бордели для тогдашних “бизнесменов” и “олигархов”. На гравюрах мы видим рассевшихся попарно в бочках-ваннах мужчин и женщин, слева – венчающую интимную процедуру постельную сцену. Это что-то вроде сегодняшних “массажных салонов”, в которых, говорят, тоже можно заодно и массаж сделать, и ноги помыть. Во всяком случае, несколько номеров с ваннами-кадушками в каждой из 26 парижских «бань» были в наличии.

средневековая баня как салон секс-услуг, древняя гравюра
источник: i.pinimg.com

На этой гравюре (выше) все уже предельно понятно. Одна из пар (слева) уже удалилась в “массажный кабинет”, остальные вот-вот дойдут до нужного состояния (дальняя от нас пара уже дошла, кажется). Развратников развлекает лютнист; в дверях показалась тогдашняя полиция нравов – два возмущенных (и тайно, видимо, завидующих) батюшки. О “банщицах” в таких заведениях Э. Фукс в “Иллюстрированной истории нравов” пишет:

«Нет надобности доказывать, что роль банщиц обыкновенно исполняли проститутки. Названия “банщица” и “проститутка” были синонимами. Назвать женщину “банщицей” считалось страшным оскорблением».

Сегодня такие “бани” закрывают работники правоохранительных органов, а тогда-то это делала церковь – вот и вся разница. У Ф. Броделя о причинах закрытия бань написано:

«И несомненно, также по причине деятельности проповедников, католиков или кальвинистов, яростно обличавших бани как рассадник бесстыдства и угрозу морали».

гравюры средневековья, связанные с банями - коллаж
контент PlayOne

Открываем теперь работу историка Д. Жукова «Гигиена в Средние Века», в которой ученый автор сообщает, что в 1292 году в Париже было 26 бань, через четыре года – 11, еще через год – 20, еще через шесть лет – 16. Сразу же возникает вопрос – что это за коммунальные бани, которых вчера, скажем, было 20, сегодня – 5, завтра – 30, послезавтра – 15? Как бы на одну такую баньку взглянуть – сразу все стало бы понятно. Но их почему-то нет. Нигде. Ни одной. Даже развалин. Развалины древних римских, турецких или китайских бань и терм находят постоянно, а средневековые как будто испарились, причем не только во Франции, но по всей Европе. Не так давно в Эрфурте все же нашли одну баню, однако при более детальном изучении средневековая “эрфуртская баня” оказалась средневековой… еврейской миквой. А где же средневековые европейские бани? Никаких следов их существования археологами не найдено до сих пор.

На вопрос, когда бани (даже такие) в Европе появились и когда исчезли, можно дать совершенно точный ответ. В Европе бани появляются в XIII веке, сразу после Крестовых походов, и практически исчезают из Европы уже к концу XV века. Жена Рембранда в первой половине XVII веке купалась во всяком случае так, как на своем полотне изобразил великий фламандский мастер – точно не в бане и не в домашней ванной (см. ниже).

полотно Рембрандта "Купающаяся Хендрикье"
источник: upload.wikimedia

Несколько снимающих последние вопросы цитат.

Б. Филиппов и А. Ястребицкая в работе “Европейский мир Х-ХV вв” пишут: «Общественными банями типа римских терм западное Средневековье не пользовалось, во всяком случае до XIII в., да им попросту и не было места в условиях, когда общественная жизнь резко сократилась».

В книге “Структуры повседневности: возможное и невозможное” Ф. Бродель констатирует: «В том что касается мытья в бане и чистоплотности, Запад в 15 – 17 вв. познал фантастических масштабов регресс… Начиная с XVI в. общественные бани становятся все более редки, почти что исчезают, по причине, как говорили, распространения заразы и страшного сифилиса”.

В “Средневековой Франции” автор М. Поло де Болье пишет: «В каждом средневековом городе существовали бани и парные, закрытые после 1500 г. как распространители “неаполитанской заразы” (т.е. сифилиса). И действительно, предоставление услуг проституток было одной из “банных” функций».

в бане - пара в бочке и банщица с блюдом
источник: picture

Бани, таким образом, существовали в Европе не протяжении лет 200-250, причем это были по большей части «салоны секс-услуг», которые к тому же время от времени закрывались с “перерывом на чуму”.

А у нас остается самое, быть может, интересное – быстренько пробежаться по средним европейским векам и посмотреть, что с точки зрения гигиены и санитарии происходило в каждом из них. Чтобы было нагляднее, с строгим соблюдением хронологии, но об этом читайте во второй части нашего материала.

Грязь к грязи пристаёт: санитарная история Европы (часть 1) обновлено: 14 апреля, 2020 автором: Александр Петров
Реклама
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от E-W-E.ONE